Консультация "Здоровый образ жизни"
10 декабря 2020
Забота о здоровье ребенка занимает приоритетные позиции в воспитания. Это одно из немногих направлений, в котором совпадают интересы педагогов и родителей воспитанников. Ведь здоровый и физически развитый ребенок обладает хорошим иммунитетом, работоспособностью, социально и физиологически адаптирован. Но взрослые не всегда могут уберечь ребенка от факторов, способных нанести вред его здоровью. Важно сформировать у него убеждения в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья, поддерживать интерес к оздоровлению себя.
Дошкольный возраст – благодатный период валеологического воспитания, так как в этом периоде детства закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Таким образом, важную роль в укреплении и сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на: достаточной двигательной активности, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, правильном и рациональном питании, первичных знаниях о своем организме и способах его укрепления. Этим задачам соответствуют здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова - это «…все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». К тому же данные технологии позволяют детям в ненавязчивой и игровой форме реализовать свою потребность в активных, разнообразных движениях, а родителям и педагогам создавать наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления здоровья ребёнка, потребности и привычки здорового образа жизни.
Таким образом, оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, посредством использования здоровьесберегающих технологий остается актуальной.
Что же такое здоровый образ жизни и почему на сегодняшний день этот термин всё чаще встречается в нашей жизни? После 90-х годов, когда продукты было тяжело найти, наступило время вседозволенности. На рынки вышло огромное разнообразие «вредных» продуктов, от которых, к сожалению, пользы нет совсем. А вот к спортивным площадкам и кружкам стал интерес пропадать. На замену спорту пришли гаджеты и мультики. Дети меньше двигаются и неправильно питаются, это приводит к различным проблемам по здоровью. И буквально только лет 5 назад стало входить в моду загадочное ЗОЖ, даже на правительственном уровне стали реализовывать проекты по строительству спортивных комплексов. Но 2020 году пришла новая страшная болезнь. И именно сейчас, в связи с опасной эпидемиологической обстановкой в стране, очень важно здоровье детей, их иммунитет. Главная проблема это воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Как же начать работу с детьми, и в каком возрасте? Конечно же, необходимо приобщать детей к ЗОЖ и спорту с самого раннего возраста. Чтобы к завершению детского сада, знания и навыки были полностью сформированы.
Способы и технологии, которые используются в работе разнообразны к ним относятся: утренняя и корригирующая гимнастики, логоритмические упражнения, подвижные игры, гимнастики для ног, дыхательные упражнения, релаксация, гимнастики для глаз и пальчиковые игры, самомассаж лица и тела, динамические паузы и физминутки, занятия и беседы из серии «Здоровье», проблемно-игровые ситуации, чтение художественной литературы, творческая деятельность.
Для организации курсов необходимо привлечь старшего воспитателя, педагогов-наставников, компетентных в вопросах организации физкультуры в ДОУ, а также медицинского работника. Педагоги совместно с медиком могут разработать определенные упражнения, способствующие расслаблению определенных групп мышц глаз, рук, спины, шеи и так далее, оказать помощь в подборе методов и технологий обучения в зависимости от возрастных особенностей детей.
Такое взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к физическому и психическому развитию каждого ребёнка, что является основой его здоровьесбережения.