Лесных Анастасия Викторовна

Консультация "Развитие детской инициативности"

10 апреля 2021

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад  № 105 Лесозаводского городского округа»

 

 Консультация

по теме: «Развитие инициативности и самостоятельности.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рискните думать самостоятельно, и вы получите гораздо больше счастья, мудрости, правды и красоты.

Кристофер Хитченс

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.

Николай Сербский

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

Адольф Дистервег

Развитие самостоятельности.

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения). Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий. Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия.

К 3-4 годам - приоритетна сфера инициативы - продуктивная деятельность.

4-5 лет - приоритетна сфера инициативы - познание окружающего мира.

5-6 лет - приоритетна сфера инициативы - внеситуативно-личностное общение

 6-7 лет - приоритетна сфера инициативы - научение.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

‹‹ учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

‹‹ находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

‹‹ изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

‹‹ быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:

‹‹ при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

‹‹ совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);

‹‹ предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

‹‹ планировать собственные действия индивидуально и в малой группе,

команде;

‹‹ оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали импровизации и презентации детских произведений. Особенности организации предметно-пространственной среды. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок

(мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.

Со здание условий для развития свободной игровой деятельности

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:

‹‹ создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

‹‹ определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

‹‹ наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

‹‹ отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

‹‹ косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством  для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды. Для развития игровой деятельности игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Итак, инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребёнка, а также определённой смелости и рискованности, её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной.

Оставить комментарий: