Лесных Анастасия Викторовна

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

10 мая 2021

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад № 105»

Лесозаводского городского округа

 

 

 

Консультация

«Использование мнемотехники в развитии речи детей»

  

      В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хочется поделиться с коллегами эффективными приемами работы над звуками на основе мнемотехники.

     Техника облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Процесс запоминания делится на четыре этапа:

  1. Кодирование элементов информации в зрительные образы.
  2. Собственно сам процесс запоминания.
  3. Запоминание последовательности информации.
  4. Закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание. Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен хранить только связи.  Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах.

    Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

       Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

      Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

  1. Развитие связной речи.
  2. Преобразование абстрактных символов в образы.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие основных психических процесов (память, внимание, образное мышление)

       Использование мнемотоблиц и моделирования облегчает и ускоряет процесс  запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.   Можно использовать такой прием, когда схематично зарисовывается каждое слово, словосочетание или фраза стихотворного текста.  Для обработки техники речи дыхание берется перед фразой  и «ударяется голосом» по главному слову в стихотворной фразе. Нужно учить  детей декламировать стихотворение выразительно.

     Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

       Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.

         Использование мнемотехники в развитие речи детей – это попытка решения актуального вопроса. Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Оставить комментарий: