Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
10 мая 2021
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 105»
Лесозаводского городского округа
Консультация
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хочется поделиться с коллегами эффективными приемами работы над звуками на основе мнемотехники.
Техника облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Процесс запоминания делится на четыре этапа:
- Кодирование элементов информации в зрительные образы.
- Собственно сам процесс запоминания.
- Запоминание последовательности информации.
- Закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание. Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен хранить только связи. Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.
Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
- Развитие связной речи.
- Преобразование абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие основных психических процесов (память, внимание, образное мышление)
Использование мнемотоблиц и моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Можно использовать такой прием, когда схематично зарисовывается каждое слово, словосочетание или фраза стихотворного текста. Для обработки техники речи дыхание берется перед фразой и «ударяется голосом» по главному слову в стихотворной фразе. Нужно учить детей декламировать стихотворение выразительно.
Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.
Использование мнемотехники в развитие речи детей – это попытка решения актуального вопроса. Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.