Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях
05 октября 2025
Сегодня я предлагаю вам поиграть в игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, в которые вы сможете играть дома.
1. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
∙ способствует овладению навыками мелкой моторики;
∙ помогает развивать речь;
∙ повышает работоспособность головного мозга;
∙ развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
∙ развивает тактильную чувствительность;
∙ снимает тревожность.
Самая известная пальчиковая игра - «Сорока-сорока.
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массаж может быть как без предметов, так и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).
∙ Самомассаж ладоней щёткой для волос
«Ежата»
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
∙ Самомассаж зубной щёткой
(Родители берут в руки зубную щётку.)
Плывёт зубная щётка, (Растирают щеткой подушечки)
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.)
А. Дорогавцева
(Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.)
∙ Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Колючий ёжик
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
(Шарик между ладошками вперед, назад.)
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Шарик между ладошками круговые движения по ладони.)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Движения по пальцам правой руки, затем левой.)
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.)
∙ Самомассаж с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Гусь
Гусь стоит и все гогочет-
Ущипнуть тебя он хочет!
Кусь, кусь, кусь!
Никого я не боюсь!
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления, мелкой моторики рук. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.
∙ Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
∙ Массаж бусами
Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
3. Игры с крупами
Крупы:
∙ перебирать как Золушка;
∙ сделать поделки;
∙ проложить дорожку;
∙ рисовать крупами.
Игра «Поиск сокровищ»
В сухой бассейн – емкость с крупой спрятаны мелкие игрушки. Задача родителей найти их.
4. Игры с резинками
1-й вариант. Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3-й вариант. Для игры необходимы клубок и резинки для волос. Используя,все пять пальцев правой руки нанизываем резиночку на клубок. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять!
Дети проговаривают стихотворение и поочередно одевают резинку на пальчик, а потом снимают
4-й вариант: распечатать картинки с резинками, на которых показано, на какие пальцы нужно надеть резинки, цвета резинок разные.
Для родителей:
∙ Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
∙ Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
∙ Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных.
Итог: попробуйте сделать дома игрушку, с помощью которой можно развивать мелкую моторику.